Кураев Григорий Аствацатурович
(1937-2004)
Григорий Аствацатурович Кураев (1937-2004) — доктор биологических наук, заслуженный деятеля науки РФ.
Родился 05.03.1937 г. в селе Чалтырь Мясниковского района Ростовской области.
Окончил Ростовский государственный медицинский институт в 1961 году.
Тяга к знаниям привела в аспирантуру Института экспериментальной медицины АМН РФ на базе Сухумского питомника обезьян, где он занимался изучением нейрофизиологии приматов.
Научным руководителем его кандидатской диссертации была Н.И. Лагутина, одна из первых аспиранток А.Б. Когана.
Защитив в 1967 г. кандидатскую диссертацию «Значение стриопаллидарной системы в высшей нервной деятельности обезьян макак-резусов», он продолжил работу в РГУ.
Пытливый ум, настойчивость и целеустремленность, проявленные Г.А. Кураевым, дали свои результаты и получили свое воплощение в докторской диссертации на тему: «Межполушарная асимметрия активности коры мозга в динамике процессов высшей нервной деятельности», которая была отлично защищена в 1983 г.
Успешное сочетание научной работы с педагогической деятельностью позволило Г.А. Кураеву в 1986 г. получить ученое звание профессора. В этом же году он возглавил созданный А.Б. Коганом научно-исследовательский институт нейрокибернетики, а с 1989 г. стал заведовать кафедрой физиологии человека и животных РГУ.
Научные и педагогические успехи Г.А. Кураева получили высокую оценку. Он становится заслуженным деятелем науки РФ, а позднее удостоен звания члена-корреспондента РАО.
Выполнение цикла научно-исследовательских работ позволило Г.А. Кураеву сформулировать новые представления о природе обучения и о роли межполушарной функциональной асимметрии в адаптивности организма человека и животных.
Знания о нейрофизиологической природе процессов саморегуляции здорового организма позволили Григорию Аствацатуровичу разработать оригинальные комплексные подходы к оцениванию состояния человека. В решении этих задач высокий талант организатора позволяет ему объединить вокруг себя талантливую молодежь, специалистов по электронике и по компьютерным технология по всей России и за ее пределами. Целый спектр новых приборов и оригинальных разработок был создан под его руководством учеными в рамках уникальной для своего времени научно-практической кооперации. Весь этот научный потенциал выдвинул Г.А. Кураева в признанные лидеры в этой области, и он возглавил Российскую программу «Валеология».
Профессор Ростовского государственного университета Кураев Г.А. возглавлял кафедру физиологии человека и животных (1989-2004), НИИ нейрокибернетики РГУ (1986-1989), руководитель всероссийской программой «автоматизированные системы медико-биологического назначения», директор дирекции научно-технических программ «Биос», Учебно-научно-исследовательский институт валеологии РГУ. Организатор издательства «Валеология» и главный редактор журнала «Валеология».
Организатор и председатель оргкомитета XXVII съезда Российского физиологического общество им. И.П. Павлова в 1998 году в Ростове-на-Дону.
Научный руководитель 28 кандидатских и 3 докторских диссертаций.
Автор более 330 научных работ, среди них 4 монографии, 4 рационализаторских предложений и 4 авторских свидетельства.
Академический советник Российской инженерной академии
Академик Нью-йоркской академии наук
Академик Российской Академии медико-технических наук
Член-корреспондент Российской академии образования
Заслуженный деятель науки РФ
Г.А. Кураев
Автобиография*
Родился я в 1937 году. Предвоенные годы. В семье было шестеро детей. Родители были уверены: больше детей — больше счастья в доме.
Началась война. Отец ушел на фронт. В 1942 году его не стало.
17-летний брат Владимир в 1943 году был призван в действующую армию. Провожать брата не пошел: уже работал, подпаском, оберегал стадо.
Началась новая жизнь. Суровая, жестокая, голодная, но интересная и полная оптимизма: впереди, всем было ясно, — Победа. В ней никто, никогда не сомневался, даже когда немцы были в Ростове — столь долго и столь самоуверенно. Мальчишки всегда играли в войну и всегда в боях побеждали… Красные.
Так и пробыл подпаском до 1945 года, когда был принят в новую семью, бывшего революционера Н.В. Мартынова. Семью, потерявшую в военные годы сына — летчика и дочь.
Учась в школе, мечтал быть юристом. Но уже тогда надоело общение с уголовным миром. Стал врачом. Основное стремление быть полезным, раньше других оказать помощь, — кредо моей новой семьи. А где это реально можно реализовать? Только в медицине.
Учеба совмещалась с работой в клинике знаменитого нейрохирурга В.А. Никольского — ученика школы Ш.И. Эмдина. Школы, которая совмещала нейрохирургию с неврологией. Пожалуй, это и ало возможность вырастить плеяду прекрасных специалистов: И.В. 1артиросян, Э.С. Темиров, И.Н. Дьяконова, И.А. Осипова и другие.
Будущее просматривалось хорошо: впереди аспирантура, интересная работа по нейрохирургии. И вдруг — направление на работу получил в Чечню, аул Надтеречный. Работа и здесь оказалась интересной, прежде всего своим разнообразием. В районе пришлось заниматься всем — сыпной тиф, дифтерия, брюшной тиф, туляремия, хирургические, терапевтические больные…
Три года — 1961-1964 — пролетели быстро. Приобрел много друзей, немного врагов. Друзья, среди них и чеченцы, остались друзьями, враги — потерялись.
Случайно увидел объявление в медицинской газете об аспирантуре в Сухуми по специальности «Физиология высшей нервной деятельности». Решил поступать, приехал в Сухуми. Руководитель — профессор Н.И. Лагутина и академик Б.А. Лапин, директор Института экспериментальной медицины АМН СССР, были настолько удивлены появлению совершенно неизвестного им врача, что отклонили свою кандидатуру и приняли «человека с гор». Эта кличка так и осталась за мной на все годы аспирантуры.
Интереснейшая работа — исследование высшей нервной деятельности обезьян при деструкциях подкорковых структур мозга. Операции на мозге обезьян позволили впервые разработать модель гиперкинезов — насильственных движений рук, туловища, но самое главное — найти способ лечения гиперкинезов воздействием на кору головного мозга. Методика в последующем широко использовалась в Казани И.Н. Дьяконовой, в Ленинграде Бехтеревой для лечения детей.
Встречи в Сухуми с известными физиологами — Неговским, Батуевым, Газенко, Сенкевичем, Адриановым, Анохиным, Бехтеревой, Ворониным, Бирюковым, Косицким, Лурия, Ройтбаком — навсегда остались в памяти.
1967 год. Научный руководитель переезжает в г. Луганск. Ученик не мог не последовать за учителем. Ни квартиры, ни детского сада для уже трехлетнего сына; создание с нуля нейрофизиологического комплекса — для продолжения исследований по физиологии центральной нервной системы… Работа пошла так успешно, что ректор мединститута в течение года решил все бытовые вопросы молодого ассистента.
Поездка в Ростов, встреча с В.А. Никольским. Его слова «пора возвращаться в нейрохирургию» сделали свое дело: через неделю со всей семьей, бросив работу, квартиру в Луганске, я вновь в родном Ростове. Оказалось, опоздал: за неделю до моего приезда обещанное место ординатора нейрохирурга отдано другому врачу. И вновь ни работы, ни квартиры…
Вскоре одно за другим последовали предложения — в Казань, Ленинград, Пущино на реке Оке. Все условия будущей работы оговорены и обещаны, но в Ростове состоялась неожиданная для меня встреча с А.Б. Коганом. Александр Борисович предложил работу с окладом 70 (!) руб. в месяц, а взамен нужно было научиться регистрировать активность отдельного нейрона. Было непонятно, зачем, но интересно: а можно ли это сделать? Оказалось, можно, даже не от одного нейрона, а сразу от 4-х, что первым, вопреки убеждениям окружающих специалистов — «технарей», математиков, сделал О.Г. Чораян.
Далее пошли исследования сетчатки глаза, подкорковых структур, асимметрии мозга, межполушарных механизмов обучения.
Первые исследования роли асимметрии в сохранении беременности у женщин, в оценке уровня созревания мозга, в компенсации дисфункций мозга психических и морфофизиологических; разработка методики по функциональной асимметрии для диагностики преддремотного состояния; разработка критериев смерти мозга для задач, связанных с пересадкой органов; значение функциональной асимметрии для обучения школьников; работы по физиологии мозжечка для космонавтики, работы по проблемам человека-оператора…
Позднее — организация и проведение трех Международных конференций по нейрокибернетике, XVII Всероссийского съезда физиологов в Ростове…
Замечательной вехой стал период строительства Института нейрокибернетики, «скелет» которого уже несколько лет стоял без стен и соответственно без потолков. В 1979 году пришлось «обмануть» Ростовское строительное управление, а затем убедить министра Образцова, что без нейрокибернетики жизнь на земле может остановиться. Построили институт. «Мавр сделал свое дело, Мавр может и удалиться…». Перешел на кафедру физиологии человека и животных Ростовского государственного университета. Однако настрой на медицину остался.
С 1990 по 1997 гг. действовала разработанная нами программа «Автоматизированные системы медико-биологического назначения». Семь лет — срок небывалый для программ Министерства образования. В разработке программы участвовало 350 профессоров! Практически все вузы России — от Владивостока до Прибалтики -были задействованы в создании методов и средств оценки прогноза и коррекции функционального состояния человека, в изучении механизмов структурно-функциональной организации деятельности мозга.
Благодаря действию этой программы, обратили внимание на то, что состояние здоровья студентов и преподавателей в вузах всей России чрезвычайно низкое. Так возникла идея создания Центров валеологии при вузах, Института валеологии при РГУ.
Движение за валеологию, культуру здоровья охватило многие регионы России. Однако движение за здоровье нации не понравилось Христианской церкви. Началась жестокая многолетняя борьба, борьба без победителей: культура, в том числе и культура здоровья человека, бессмертна…
Выставки научных разработок Института валеологии и программы «Валеология» Министерства образования России были представлены в Вашингтоне, Риме, Москве — в Доме Правительства России, Кремлевском дворце съездов, на ВВЦ и т.д.
С 1991 года началось знакомство с вузами России. Результатом постоянных встреч с ректорами вузов, Администрациями практически всех областей Дальнего Востока, Омска, Томска, Кемерово, Барнаула, центральной России, республик Северного Кавказа стало создание десятков Центров валеологии при вузах и других учреждениях образования. Появилась необходимость создания Концепции методологического функционирования Центров здоровья, разработки нового направления исследований в физиологии человека, которое сформировалось как «Исследование механизмов взаимодействия систем организма человека в онтогенезе».
Задачами направления стали: теоретические проблемы здоровья, методы и средства оценки диагностики, прогноза, коррекции уровня здоровья систем организма и в целом организма индивида, создание системы мониторинга здоровья индивида с момента его рождения и в течение всей жизни.
* Кураев Григорий Аствацатурович /к 70-летию со дня рождения/. Библиографический указатель. Ростов-на-Дону, ООО «ЦВВР», 2007. – 106 с.