Эксперт ЮФУ рассказал, как на Дону исторически боролись с комарами

20 августа отмечается Всемирный день комара (World Mosquito Day). Подобный «праздник» — инициатива сэра Рональда Росса, британского врача и паразитолога работавшего в Индии в начале XX века. Так он хотел привлечь внимание мировой общественности к проблеме малярии — болезни, от которой еще сто лет назад массово страдали и ростовчане.

Переносчиками малярии являются самки комаров рода Anopheles. Этот вид и сегодня живет в Ростовской области, правда малярию больше не переносит. Как этого удалось добиться, рассказал доцент кафедры зоологии Академии биологии и биотехнологии, кандидат биологических наук Алексей Тихонов.

«Малярию вызывают простейшие рода Plasmodium класса Sporozoea. В человеке или другом животном они размножаются бесполым путём (шизогония), а к половому размножению способны только в организме самки комара. Поэтому окончательным хозяином и переносчиком являются именно комары», — поделился Алексей Тихонов.

В начале ХХ века в Российской империи была создана «Постоянная комиссия по изучению малярии», которая констатировала, что малярия в России является самым распространенным инфекционным заболеванием. В среднем в год малярия регистрировалась примерно у 3–5 миллионов человек. В годы с особенно жарким летом заболеваемость возрастала. На Кавказе на пиках эпидемий болел каждый 12-й житель, в Астраханской губернии — каждый десятый.

И на Дону ситуация была очень тяжелой: Гражданская война и развал прежней системы здравоохранения ухудшили и без того неблагополучную ситуацию. Единственное, что могли делать врачи, — они давали больным хинин, но и он в СССР был в дефиците. Хинин — это основной алкалоид коры хинного дерева с сильным горьким вкусом, обладающий жаропонижающим и обезболивающим свойствами, а также выраженным действием против малярийных плазмодиев.

«Действует это так: в человеческом организме малярийный плазмодий прячется в наши собственные эритроциты, чтобы там делиться, и иммунитет его не видит. Через какой-то промежуток времени паразиты выходят в кровь, чтобы заразить боьше эритроцитов. Организм человека резко поднимает температуру — начинается лихорадка, но, когда плазмодии снова спрячутся, температура проходит, будто её и не было. Это продолжается раз в несколько дней, и однажды человек просто не выдерживает очередную лихорадку. Если употребить хинин, он мгновенно попадает в кровь, и в следующий раз, когда плазмодии выходят из своих укрытий, они попадают в ядовитую для них среду. Сегодня для лечения малярии применяют уже не хинин, а более эфктивные синтетические препараты», — объяснил Алексей Тихонов.

Ученый добавил, что хинин имеет выраженный горький вкус, и британские солдаты в Индии, у которых был приказ пить хинин для профилактики малярии, стали добавлять в него сахар, придумав новый напиток — тоник. Позже его начали смешивать с алкоголем в коктейле джин-тоник.

«В СССР решили бороться не с самой малярией, а с её носителями — комарами. Нам, с современным экологическим мышлением, эти методы сейчас покажутся варварскими: чтобы комарам было негде откладывать личинки, осушали болота, пруды и озера. А на Дону был популярен метод нефтевания водоёмов — их заливали бензином или любым нефтесодержащим веществом, которое образует пленку на воде. В результате личинки комаров задыхались. Популяция комаров с тех времен уже восстановилась, а вот популяция плазмодия исчезла, и сейчас малярийные комары летают «холостые». Все случаи малярии в Ростовской области сейчас завозные», — добавил Алексей Тихонов.

Зоолог также рассказал, что комары живут на всех континентах Земли кроме Антарктиды, а появились они как вид, когда суперконтинент Пангея еще не разбился на материки. Комары пьют кровь не только теплокровных, но и хладнокровных животных, и даже некоторых видов рыб. А древние комары с радостью питались кровью динозавров.

«В Ростовской области комары переносят опасную для людей туляремию и опасный для собак Дирофиляриоз. Но от комаров довольно просто защититься — для этого сейчас существует множество химических средств. А метод борьбы с комарами, который до сих пор составляет конкуренцию по уровню эффективности всем синтетическим аналогам, — это дым от костра», — подытожил Алексей Тихонов.

Ссылка на новость

Яндекс.Метрика